Исторические штудии: Виктор Кингисепп. Непризнанное государство
Источник: | Фото взято из оригинала статьи или из открытых источников
27.02.20 | 4192

В иктор Кингисепп

Повсюду — и на Западе, и на Востоке коронованные жандармы распростирают свои объятия буржуазным правительствам, которые победоносным восстанием пролетариата или уже низвержены (украинская Рада), или накануне окончательного поражения (финский сенат), пли же — никогда не существовали, а находятся в стадии становления на Токио-Пекинской политической ведьминой кухне, как «правительство Дальнего Востока» Гучковско-Путиловской марки.
 
Эти высокопоставленные душители рабочей революции признают» лишь «законное» правительство страны и навязывают его трудящимся низам силой своих штыков. Таков общий «закон истории», установившийся в начале сего 1918-го года.
 
Этот закон, как и всякий иной, имеет свои исключения. В те дни, когда германцы с быстротой велосипедиста двигались на Петроград, никем не замеченным промелькнуло возникновение нового государства — «эстонской республики», которая тут же и канула в вечность.* Однако оно — это государство — все же было — возникло п существовало. В этом не может быть никакого сомнения. Ибо все атрибуты государства, предусмотренные учёными буржуазными государствоведами, были налицо. Территория: «Эстонская Республика» была  провозглашена последовательно в Гапсале, Пернове, Юрьеве, Веppo, Ревеле, Везенберге**. Посмотрите на карту, и вы убедитесь, что эти белые пятна покрывают собой всю Эстляндскую территорию.
 
Население: население, т. е. верноподданное население сей республики состояло из землевладельцев (бывших), домовладельцев, купцов, спекулянтов, эстонских офицеров и т. п.
 
Учредительный акт: профессора государственного права считают достаточным один учредительный акт. В данном же случае их было столько, сколько выше перечислено городов. «Верховный» учредительный акт был издан 24-го февраля в г. Ревеле «Комитетом спасения Эстонии».
 
Государственная власть: правительство «Эстонской Республики» было образовано того   же 24-го февраля.
 
Итак, все атрибуты государства были налицо. Притом, весьма существенно, что наиболее важный из этих атрибутов — государственная власть — была сконструирована по «законнейшему» образцу в составе представителей всех буржуазных партий и эстонских эсдеков «интернационалистов». Значит, она ни в чём не уступала Петлюро-Винниченковской Раде с её генеральным секретариатом. Вдобавок, эта власть вела свою родословную от распущенного Советской властью в ноябре «Эстляндского Земского Совета», который в свою очередь был иаизаконнейшим порождением правительства князя Львова.***
 
Несмотря, однако на своё безупречно законное происхождение и вполне порядколюбивый и порядок гарантирующий состав, правительство это все же не было признано вильгельмовским воеводой фон Зекендорфом**** и водворено за решётку. Не просуществовав и 48 часов, рухнула и «Эстонская Республика».
 
Где же ключ к пониманию этого непризнания?
 
Дело в том, что в Эстляндии наряду с порождением капиталистического развития — эстонской буржуазией, отрыжка веков минувших, остаток средневековья — эстляндские бароны.
 
Советская власть в Эстляндии прекратила их паразитическое существование, но не уничтожила их физического существования.
 
Вместе с германскими карательными отрядами и во главе их вернулись в свою вотчину и эти тени прошлого, ныне вновь приобревшие плоть и кровь в живительном источнике Гогенцоллернском.
 
Этот-то момент не учитывался эстонской буржуазией никогда и не был учтён ею и в те дни, когда её белогвардейские отряды расчищали путь германскому завоевателю, предательски вонзая нож в спину эстонского красногвардейца, подымавшегося на защиту эстляндской Коммуны.
 
Восстановление экономического и политического всевластия помещика-барона, это и только это могли преподнести и преподнесли на своих штыках эстонскому краю германские «избавители».
 
— Те, кого мы считали своими врагами, пришли к нам, как защитники и избавители, — так писал один из органов эстонской буржуазии. Эти политические кретины ублажали себя благодушными перспективами, что удостоятся лобзать пяту Вильгельма, но —упустили из виду, что дорога в прихожую этого господина лежит через чёрную лестницу эстляндского барона.
 
То самоопределение народов, которое будет твориться и Эстляндии, несомненно, одна из наиболее резких карикатур германской марки на самоопределение и в сильной море приблизится к курляндскому образцу.
 
Эстонская буржуазия, начавшая разгром рабоче-батрацкой власти в Эстляндии, взявшая на себя всю чёрную работу в деле, сокрушения Советской власти и насаждения власти помещиков, эта буржуазия окончательно скомпрометировала себя перед пролетарскими массами эстонского народа.
 
Политическое крохоборство было всегда её уделом, и таковым останется и впредь.
 
Со шляпой в руках будет она стоять на чёрной лестнице баронов Деллингсгаузенов***** и в качестве ходатая за «народ» подбирать крохи с барского стола.
 
Ни о какой политической борьбе этих предателей народа и речи быть не может.
 
Таким образом единственным реальным фактором, творящим самоопределение Эстляндии будет кучка крупных помещиков, еле насчитывающих со всеми своими отпрысками тысячу другую голов.
 
Широкие массы эстонского народа не получат даже того утешения, что их угнетает «своя» национальная власть.
 
Это обстоятельство — вкупе с возвращением помещичьих имений их дооктябрьским собственникам и установлением трехрублевой максимальной заработной платы рабочим в Ревеле — даёт нам основание сказать, что та мина, которую подложила себе Германская плутократия в Эстляндии, одна из наиболее взрывчатых.
 
«Правда» № 56, 27 марта 1918 г. Подпись: В.  Кингисепп.
_________________________
 
* После  эвакуации  органов советской власти под натиском германских империалистических войск лидеры эстонской   буржуазии 24 февраля 1918 г. разыграли комедию провозглашения «независимости»  Эстонии, издав соответствующий манифест. (Ред.)
 
** Автор не имел в момент опубликования статьи точных данных. Манифест независимости», согласно данным буржуазной историографии, был расклеен 24 февраля кое-где в Таллине, зачитан где-то в Пярну, да в Хаапсалу один из эстонских белогвардейских офицеров сообщил о нем на рынке какому-то германскому майору. (Ред.)
 
*** Земский совет или маапяэв — совещательный орган при губернском комиссаре, созданный Временным правительством России. Земский совет игнорировал Советы рабочих и воинских депутатов, занимался контрреволюционной деятельностью. 15 ноября 1917 г. он  объявил себя «единственным носителем высшей власти в Эстляндии» и в тот же день он был разогнан трудящимися. (Ред.)
 
**** А. фон Зекендорф — германский генерал, командовал   германскими оккупационными войсками в северной Эстонии в 1918 г. (Ред.)
 
***** Барон Э. Деллингсгаузен владел двумя мызами а Вирумаа, бил предводителем эстляндского рыцарства, одним из инициаторов и горячих поборников создания т. н. Балтийского герцогства, т. е. объединения Эстонии и Латвии в зависимое от Германии государство но главе с немецким принцем.   (Ред.)
_____________________
 
Публикуется по В.Кингисепп. Борьба против иностранных империалистов и их пособников. Сборник статей и листовок. ЭГИЗ, Таллин, 1956.
 
Последние новости